Типография ООО «Полиграф»
Адрес: 644046, г. Омск, пр. К. Маркса, 41
Телефон / факс: (3812) 320-395, 510-039
Словарь терминов

Абзац (от нем. Absatz – абзац, красная строка)

1. красная строка – отступ в начальной строке текста (в издательской практике встречается оформление, когда абзац начинается от края набора без отступа);

2. часть текста от одного такого отступа до следующего.

Абзацный отступ – пробел слева в начальной строке абзаца.

По правилам набора должен быть одинаковым для текста всего издания независимо от размера (кегля) шрифта. Отсутствует в т.н. безабзацном наборе, где абзацный отступ обозначается только концевым пробелом.

При решении вопроса о размере абзацного отступа для издания определенного типа исходят из требований удобочитаемости текста в зависимости от кегля шрифта, формата полосы набора и размера междустрочных пробелов.

Акклиматизация бумаги (картона) – процесс приведения влажности бумаги в равновесное состояние с влажностью воздуха в печатном цехе.

В целях обеспечения постоянной влажности бумаги в цехах поддерживается постоянная влажность воздуха 45-55% зимой и 50-60% летом и температура воздуха 18-22°С зимой, 19-23°С летом.

Простейший способ акклиматизации – выдерживание распакованной бумаги на стеллажах непосредственно в печатном цехе сроком не менее суток.

Акциденция (от лат. accidentia – случайность)

1. Заказ на небольшую печатную работу.

2. Листовая печатная продукция небольшого тиража, например, бланки, объявления, афиши, грамоты и пр., для оформления которой используются различные декоративные шрифты, орнаменты, линейки и т.д.

Амбалаж (от фр. emballage – упаковка)

Плотная бумага, в которую упаковывают рулоны или пачки типографской бумаги.

Аналоговая цветопроба – цветопроба, изготовленная с цветоделенных растрированных фотоформ (как правило, для офсетной печати).

Баланс «вода-краска» – равновесное соотношение между количествами печатной краски и увлажняющего раствора, наносимых на печатную форму, которое обеспечивает нормальное проведение процесса печатания и оптимальное качество оттиска.

Баланс зависит от скорости работы машины, ее конструкции, влажности и температуры воздуха в цехе, структуры и свойств печатной краски, характеристик формы, состава и способа нанесения увлажняющего раствора и краски, свойств запечатываемого материала.

Баланс серого – соотношение трех цветных триадных красок, образующее нейтрально серый цвет. Для отслеживания правильности баланса серого используются шкалы контроля печати.

Белизна бумаги – оптическое свойство бумаги, зависящее от свойства бумажной массы (содержания беленой целлюлозы, древесной массы, красителей, наполнителей и других компонентов).

Белизну бумаги по стандарту определяют в процентах с помощью лайкометра (денситометра) Цейса, путем сравнивания с эталонным образцом.

Цвет и оттенок бумаги характеризуют спектрофотометрически, колометрически или зрительным сравнением с соответствующими эталонами. Например, степень белизны мелованной бумаги достигает 84%, офсетной бумаги № 1 – 83%, офсетной бумаги № 2 – 65%, типографской бумаги № 1 – 83%, № 2 – 70%, № 3 – 68%.

Белила – белый неорганический наполнитель печатных красок, приготовленный из белых пигментов или красочных лаков и регулирующий интенсивность цвета и печатно-технологические свойства полиграфических красок.

Белила бывают прозрачные или кроющие.

Прозрачные белила используются как вспомогательные вещества при составлении красок смесевых цветов, прежде всего светлых оттенков.

Кроющие белила позволяют получить белое или светлое изображение на бумаге темных цветов.

Бесшвейное (клеевое) скрепление – скрепление листов или тетрадей в книжный блок клеем.

Наиболее распространено бесшвейное скрепление отдельных листов, подобранных в книжный блок или полученных при срезке корешковых сгибов тетрадей. При этом в качестве клея используют либо водную дисперсную систему синтетического полимера, после высыхания образующую пленку, прочно удерживающую листы книги, либо расплавленный термоклей, образующий эластичное прочное скрепление после остывания на подготовленном корешке блока.

Биг (от нем.biegelinie)

Одно или несколько параллельных углублений в виде прямых линий на картоне, бумаге и переплетном материале для снижения жесткости по линии будущих сгибов и предотвращения разрушения волокон бумаги при сгибании.

Биговка (от нем. Biegen – гнуть, сгибать)

Процесс нанесения на материал прямолинейных углублений (линий сгибов) с помощью тупых дисковых ножей, которые вдавливают и уплотняют материал с частичным разрушением связей в волокнистых материалах.

Биговка придает прочность сгибу печатной продукции и улучшает ее раскрываемость.

Бланк – бумажный лист, обычно формата А4 или меньшего, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (счета, накладные, квитанции, акты и т.п.).

Бланки обычно предназначаются для последующего заполнения.

Блинтовое тиснение (от нем. blint – слепой)

Тиснение штампом без краски и фольги с нагревом и без него, когда элементы тиснения лежат в одной плоскости. Обычно используется для оформления переплетных крышек дорогих изданий, открыток, пригласительных билетов и другой акцидентной продукции.

Блок – комплект листов или тетрадей одного экземляра издания, подобранных, обрезанных с трех сторон и подготовленных к скреплению с обложкой.

В оперативной полиграфии термин «блок» обычно применяется при описании характеристик такой продукции, как брошюра, проспект, блокнот, настольный, настенный или квартальный календари.

Блокнот – комплект листов немелованной бумаги, скрепленный с обложкой из плотной бумаги или картона с помощью скрепления на спираль, скобу или бесшвейного (клеевого). Предназначен для заметок.

Если блокнот несет на себе элементы фирменного стиля, то он выступает как сувенирно-представительская продукция.

Бронзирование оттисков – создание эффекта металлизации путем нанесения на свежеотпечатанный оттиск тонкого слоя порошка бронзы или алюминия. Используется как декоративный прием при оформлении открыток, пригласительных билетов и пр.

Брошюра (от фр. brochure – сшивать)

Непериодическое текстовое книжное издание малого объема (свыше 4, но не более 48 страниц), соединенных между собой при помощи шитья скрепкой в мягкой обложке.

В оперативной полиграфии брошюрой считается любое издание в обложке, поскольку производство такого издания всегда заканчивается брошюровочно-переплетными процессами.

Брошюровочно-переплётные процессы – процессы, превращающие отпечатанные листы в покрытое обложкой издание, брошюру, журнал или книгу в обложке или переплете.

Включают в себя фальцовку, подборку, шитье блока или клеевое скрепление книжно-журнальных тетрадей, крытье обложкой и др.

Буклет (от фр. bouclette – завитушка)

Листовое издание, сфальцованное или сбигованное гармошкой или иным образом.

Буклет обычно относят к рекламной или информационной печатной продукции.

Бумага с тиснением – бумага (или картон), на которую машинным способом нанесен рельефный рисунок по всей поверхности листа.

Обычно такая бумага относится к элитным сортам и предназначается для печати этикеток, рекламной и представительской продукции: папок, грамот, дипломов, визитных карточек и др. В зависимости от рисунка тиснения бывает "лен", "облако", "холст", "молоток", "мороз", "яичная скорлупа" и др.

Бумага самоклеящаяся – бумага, имеющая на оборотной стороне клей, который до момента приклеивания закрыт специальной бумагой, достаточно легко отделяющейся от основы. Бумага пригодна для печати офсетным, трафаретным др. способами. Бывает различных цветов, а также, матовая и глянцевая.

Бумажный лист – единица расчета количества бумаги или картона, потребной или израсходованной на издание.

Практически – это лист, на который режется бумага или картон перед печатью, либо лист бумаги или картона, поставляемых производителем.

Верные стороны – две взаимно перпендикулярные стороны листа, по которым его устанавливают к упорам печатной машины.

Вёрстка – процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания (формирование полосы издания).

При верстке должны соблюдаться специальные технические условия (правила), обеспечивающие единство построения всех полос и способствующие повышению удобочитаемости издания.

Визитная карточка – листовая печатная продукция, содержащая информацию о человеке и организации, в которой он работает. Представляет собой листок плотной бумаги или картона размером 50 х 90 мм (реже – других размеров).

Информация обычно наносится в 1-4 цвета офсетной или трафаретной печатью. Иногда применяются дополнительные способы отделки: тиснение фольгой, тиснение конгревное, выборочное лакирование УФ-лаком, скругление углов и т.п.

Воблер (или вобблер) (от англ. wobble – качаться)

Сувенирная или рекламная продукция, представляющая собой кусок плотной бумаги или картона неправильной (чаще всего круглой или овальной формы) с приклеенным к нему двусторонним скотчем прозрачной пластмассовой полоски. На воблере обычно печатается красочная рекламное изображение. Другой стороной эта полоска может с помощью такого же скотча прикрепляться к любой вертикальной плоскости.

Качающийся воблер привлекает внимание и таким образом стимулирует продажи.

Водный лак – водный раствор смол, например, на основе поливинилового спирта, применяемый для нанесения на оттиск непосредственно в печатной машине при печатании.

Водный лак бывает глянцевым и матовым. Для нанесения водного лака используют последнюю печатную секцию листовой офсетной машины или специальную секцию для лакирования с дополнительным сушильным устройством.

Водный лак обладает хорошими защитными и умеренными визуальными (средний блеск) свойствами.

Водяной знак – внутреннее, видимое на просвет изображение в бумаге, наносимое в процессе ее производства. Получается при наполнении специальной формы бумажной массой на бесконечной ленте полым вращающемся валиком (эгутером) с рельефной сетчатой поверхностью.

В качестве оригинала водяного знака ранее использовались изображения растений и животных, гербы городов и стран, различные эмблемы. Буквы обозначали инициалы и фамилии мастеров и владельцев бумажных фабрик, а также местонахождение фабрики.

Бумага с водяным знаком применяется для изготовления ценных документов (паспортов, свидетельств, дипломов и.т.д.), денег, облигаций и т.п. В оперативной полиграфии бумаги с водным знаком относятся к разряду элитных и используются для печати представительской бланочной продукции.

Выборочное лакирование – лакирование оттиска не по всей поверхности (как в случае сплошного лакирования), а только на отдельных его участках.

Вывод изображения – формирование изображения издания на фотопленке (создание фотоформ) на фотовыводном устройстве или формных пластинах (цифровые формы) – на CtP-устройстве .

Выворотка – печать фона черной или цветными красками, при которой незапечатанным остается только текст. Используется как прием оформления рекламных буклетов, журнальных полос и пр.

Выключка строк – равномерное увеличение или уменьшение пробелов между словами (а иногда и между буквами) для доведения строки точно до заданного формата.

В настольных издательских системах выключка производится по специальным алгоритмам, учитывающим требования грамматики и технологии набора.

Обычно используются четыре вида выключки: влево, вправо, по центру и по формату (justified).

Вырубка – отделочный процесс, используемый для придания фигурной формы печатным изделиям (открыткам, этикеткам, ярлыкам, воблерам) или пробивки в них отверстий.

Вырубка производится на штанцевальном прессе с помощью острого штампа.

Вычитание чёрного – замена в процессе цветоделения трех цветных красок триады, присутствующих в одном элементе цветного оригинала, на эквивалентное количество черной краски.

В современных компьютерных системах цветоделения применяется два способа вычитания черного:

1. Вычитание из-под серого (undercolor removal, UCR), при котором черный цвет заменяет остальные краски триады лишь в нейтральных областях изображения;

2. Замена серой компоненты (gray component replacement, GCR), при котором черный цвет заменяет остальные краски тирады и в нейтральных, и в цветных областях.

Для качественной цветной печати на мелованных бумагах обычно используется GCR, в то время как UCR применяют при газетной печати в силу использования меньшего количества краски.

Газета – периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения, иллюстрации, фотографии и рекламу.

Газетная бумага – бумага, назначение которой, как явствует из ее названия, предназначается главным образом для печати газет.

Газетная бумага состоит в основном из механической древесной массы (не менее 85%), отчего быстро желтеет, стареет, становится ломкой.

Один из самых дешевых видов бумаги. Печатать на ней другую продукцию допустимо лишь в тех случаях, когда они рассчитаны на одноразовое чтение и непродолжительную жизнь (например, объявления или рекламные одно- или двуцветные листовки для распространения по почтовым ящикам).

Гарнитура шрифта – семейство начертаний шрифта, имеющих общие стилевые особенности и отличительные детали рисунка знаков.

Каждая гарнитура характеризуется основными отличительными особенностями (гарнитурными признаками): размерным соотношением высоты прописных и строчных знаков, формой засечек, величиной верхних и нижних выносных элементов и пр. За каждой гарнитурой закрепляется свое название.

В России наиболее распространенной долгое время была Литературная гарнитура. Многие гарнитуры названы по имени их создателей-художников: гарнитура Кудряшевская энциклопедическая, Банниковская гарнитура и т.д.

Горячее тиснение – отделочный полиграфический процесс, аналогичен высокому способу печати с использованием полиграфической фольги или красок с красочной ленты. Перенос фольги или краски на материал осуществляется при помощи нагретых печатных форм высокой печати. Горячее тиснение используется для нанесения текста и изображения на бумагу, картон или на переплетный материал, например, на открытки, обложки, переплетные крышки, этикетки и различного вида упаковки, изготовленные из картона или бумаги.

Гейдельберг см. Heidelberg Group

Генерация чёрного – расчет содержания черной краски на конкретном участке изображения и определение на его основе площади растрового элемента в процессе изготовления растровых цветоделенных фотоформ при использовании совокупности аппаратных и программных средств.

Используется при преобразовании цветовых систем RGB в CMYK для проведения цветоделения изображений в издательских системах.

Гидрофильность (от греч. hydor – вода, phileo – люблю)

Способность поверхности материала, в частности, металла, воспринимать воду.

Гидрофильные участки печатной офсетной формы являются пробельными элементами. При изготовлении печатных форм их поверхность для образования пробельных элементов обрабатывают гидрофилизирующим раствором, содержащим минеральную кислоту и высокомолекулярное соединение.

Градационная коррекция – способ изменения характеристик градации воспроизводимого оригинала.

Градационная коррекция в настольных издательских системах называется также гамма-коррекцией.

Градация – постепенность перехода, определенный последовательный ряд величин оптических характеристик оттиска, оригинала, фотоформы, расположенных по возрастанию или убыванию.

Градация является важной характеристикой при описании и оценке полутоновых изображений, фактически, мерой изобразительной информации этих изображений.

Понятие градации тона отражает количественные различия между тонами изображения. Функциональная зависимость градации изображения до и после преобразования в процессе печатания определяется градационной характеристикой. Она является основой программирования полиграфического технологического процесса.

Двоение – на печатном оттиске – дефект в виде двойного воспроизведения (с явно заметным сдвигом) одного и того же элемента изображения. Обычно смещенное изображение имеет меньшую интенсивность, чем основное.

Двоение является браком, связанным с ошибкой печатника или неисправностью печатной машины. Этот дефект существенно изменяет цветовые характеристики и снижает резкость изображения.

Двойник – неразрезанный блок, содержащий по высоте два одинаковых экземпляра издания.

Термин используется в тех случаях, когда формат издания позволяет разместить на печатном листе две копии листа издания.

При монтаже издания на печатный лист двойником необходимо определить, будет издание монтироваться «со своим оборотом» или «с чужим оборотом».

На печатном листе может быть размещено и более двух экземпляров издания. При расположении по высоте трех, четырех и более экземпляров, такой монтаж называется соответственно: тройник, четверник и т.д.

Дельта Е — параметр, характеризующий качество печати: евклидово расстояние в 3-мерном цветовом пространстве CIE Lab. Характеризует отклонение воспроизводимого цвета в печати от цвета образца. Измеряется с помощью спектрофотометра. Корректное воспроизведение цветов Pantone возможно только путем измерения Дельта Е.

Денситометр – прибор, предназначенный для измерения оптической плотности изображения в проходящем свете (на фотоформе) или в отраженном свете (на офсетной форме или печатном оттиске).

Денситометры являются важной частью технологического процесса в полиграфии. С их помощью обеспечивается точная работа фотовыводного устройства либо CtP-системы и правильная настройка печатной машины при печати издания.

Диапозитив – совпадающее по тонопередаче и цветопередаче с оригиналом черно-белое или цветное изображение, изготовленное на прозрачной основе.

В полиграфии комплект цветоделенных растровых диапозитивов (чаще всего изготовленных с помощью фотовыводного устройства) используют в качестве фотоформ при изготовлении печатных форм.

Цветные диапозитивы в полиграфии являются оригиналами и называются слайдами.

Динамический диапазон – диапазон оптических плотностей, который способен воспринимать сканер.

Является важным показателем технических возможностей сканеров. В настоящее время динамический диапазон профессиональных сканеров варьируется от 3.3D до 3.7D.

Дисперсионный лак (ВД) – лак на водной основе. Он экологически чист, достаточно быстро высыхает, что позволяет сразу же производить послепечатную обработку оттисков. Для сушки ВД лака используют устройства инфракрасной сушки и обдув горячим воздухом. Эти лаки практически не влияют на цветовые характеристики оттиска, так как они бесцветны и обладают высокой прозрачностью. Кроме того, они не вызывают пожелтения оттиска со временем.

Доля листа – часть бумажного листа, которую составляет страница по отношению к формату стандартного листа бумаги, получаемая в результате последнего сгиба при фальцовке и образующая страницу издания.

Для книжно-журнальной продукции наиболее характерны следующие доли листа: 1/8, 1/16, 1/32.

Бумажный лист, отпечатанный в 1/8 доли, содержит 16 страниц, в 1/16 – 32 страницы, 1/32 – 64 страницы и т.д.

Допечатные процессы – все стадии полиграфической технологии , связанные с подготовкой издания к печати (набор, цветоделение, обработка текста и изображения, верстка полос издания, монтаж и раскладка полос на печатном листе) до изготовления печатной формы включительно.

В настоящее время большинство допечатных процессов производится с помощью настольных издательских систем.

Дуотон (англ. duotone)

Способ воспроизведения одноцветного полутонового оригинала двумя красками. Позволяет увеличить количество оттенков в получаемом изображении.

Одной из красок, применяемых при печати дуотона, обычно бывает черная (ее используют для печати теней). В качестве другой выступает серая или другая краска, ею печатают света.

Дуотон – отличный способ улучшить визуальные свойства изображения при пантонной печати (красками по шкале Pantone).

Европейская шкала красок (англ. Euroscale)

Международный стандарт на триады печатных красок для четырехкрасочной триадной печати.

Цветные краски, входящие в эти триады (желтая, пурпурная и голубая), имеют стандартные спектральные характеристики для заданных по толщине красочных слоев, при которых достигается соответствие колориметрическим показателям. В печатном процессе при наложении этих красок образуется нейтральный серый цвет.

Стандартизация красок и оптических плотностей при триадной печати позволяет при правильных установках цветоделения получать примерно одинаковые результаты при печати, не зависящие от типа печатной машины.

Журнал – периодическое текстовое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературные произведения, иллюстрации и фотографии, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Закатка «по-сухому» – запечатывание всего печатного листа краской выбранного цвета, фактически покраска бумаги. При этом способе печатная форма не используется.

Он способен дать более ровный и насыщенный фон и менее сложен, чем печать больших плашек.

Заливка – то же, что и плашка.

Знак охраны авторского права – Copyright

Copyright – символ "©" – знак охраны авторского права. Обязательно приводится в правом нижнем углу оборота титульного листа книги. Он состоит из символа "©", наименования объекта защиты авторского права, имени правообладателя и года первого опубликования произведения. Авторское право возникает в силу факта создания произведения, интеллектуальной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Издание

Произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Под произведением печати понимается издание полиграфического производства, получаемое печатанием или тиснением.

Издательская система См. настольная издательская система.

Индексы классификационные – к классификационным индексам относятся УДК (индекс Универсальной десятичной классификации), ББК (индекс Библиотечно-библиографической классификации) и авторский знак. В классификационных индексах зашифровывается тематика издания, его формальные характеристики - читательский адрес, назначение, тип издания. Классификационные индексы обязательно приводят во всех к нигах, издаваемых в Российской Федерации. Они активно используются при поиске литературе в каталогах библиотек по содержанию, при расстановке книг на полках торговых залов в магазинах и на складах, при ведении различных информационных баз данных.

Интерлиньяж – межстрочный пробел, расстояние между строками текста.

Увеличенный интерлиньяж повышает удобочитаемость и красоту набора.

Размер интерлиньяжа зависит от рисунка шрифта. Увеличенный интерлиньяж снижает емкость печатного листа и соответственно увеличивает расход бумаги, поэтому в массовых изданиях с большим тиражом применяется крайне редко.

Кадрирование (англ. cropping)

Выделение части изображения при подготовке оригинал-макета. При этом часть изображения, оставшаяся «за кадром», выбрасывается.

Операция кадрирования используется для приведения части изображения к заданному формату, для подчеркивания какой-то его части или улучшения композиции.

Календарь карманный – календарь формата 70×100 мм, иногда других размеров, с рекламным изображением с одной стороны и календарной сеткой – с другой.

Календарь может быть 4-х страничный на листе 140×100 мм с биговкой.

Для дополнительной отделки применяется кругление углов, ламинирование, лакирование.

Календарь квартальный – разновидность настенного календаря, представляет собой набор листов с календарной сеткой (по три месяца на каждом листе – предыдущий, текущий и следующий), с прикрепленным к блоку рекламным постером с помощью пружины.

Более дорогая разновидность квартального календаря – на 3 пружинах.

Календарь настенный – обычно используются следующие виды настенных календарей:

1. Однолистовой календарь формата от А4 до А1, чаще всего портретной ориентации. Обычно печатается на мелованной бумаге 130–170 г/кв.м.

2. Перекидной настенный календарь. Обычно представляет собой 12–, 13- или 14-листовое издание с форматом полосы от А4 до А2, скрепленное пружиной с ригелем.

3. Квартальный календарь.

Календарь настольный – обычно используются следующие виды настольных календарей:

1. Однолистовой календарь-«домик» формата обычно А4, с 4–5 бигами, на плотной бумаге или картоне. Иногда снабжаются двусторонним скотчем для легкого скрепления.

2. Перекидной настольный календарь. Обычно представляет собой 7- или 14-листовое издание с форматом полосы менее А4, с подставкой из картона, скрепленное пружиной.

Кант – края переплетной крышки/обложки, выступающие за обрез блока. Кант предохраняет блок от порчи и загрязнения, улучшает раскрываемость книги, брошюры и пр.

Картон – материал с массой более 200 г/кв.м и толщиной от 0,3 до 5 мм, вырабатываемый подобно бумаге из бурой древесной массы, полуцеллюлозы, сульфатной небеленой целлюлозы или макулатуры.

Печатный картон имеет гораздо большую жесткость, чем бумага такой же массы, однако в качестве печатного материала уступает бумаге по качеству изображения и технологическим свойствам.

Каталог – проспект, обычно содержащий информацию о продукции или услугах заказчика.

Каширование – соединение (склеивание) двух различных материалов, например, переплетного картона и бумаги, самоотвердевающими или термоплавкими клеями.

Квадрат – единица типографской системы мер, равная 48 пунктам, или 18.05 мм.

Кегль – величина, обозначающая размер шрифта.

Практически кегль – это высота буквы или знака в строке с просветом над и под ними (заплечики), необходимым для того, чтобы их штрихи в смежных строках не сливались друг с другом.

Кегль обозначается в пунктах; например, кегль 10 – это шрифт, кегль которого равен 10 пунктам.

Во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера: 4 пункта – Диамант, 6 пунктов – Нонпарель, 8 пунктов – Петит, 10 пунктов – Корпус, 12 пунктов – Цицеро и др.

Кернинг (от англ. to kern – дробить, мельчить)

Изменение расстояния между буквами, входящими в определенные (кернинговые) пары, например: AV, ТД и некоторые другие.

Профессиональные пакеты верстки могут выполнять кернинг автоматически. Для этого в используемые шрифты должны быть включены описания кернинговых пар.

Клапан

1. В формном производстве – свободный от изображения край в виде полосы на монтаже фотоформы.

2. В печатном производстве – край бумажного листа, предназначенный для захвата в процессе транспортировки его в машине при печатании. При изготовлении монтажей нужно учитывать необходимость незапечатываемого клапана. Обычно клапан представляет собой полосу шириной 10–15 мм, расположенную у края листа перпендикулярно его движению в печатной машине.

3. При производстве папок – кусок бумаги (картона) фигурной формы, загибающийся или наклеивающийся внутри папки в виде кармана.

Клеевое бесшвейное скрепление (КБС) См. Бесшвейное скрепление.

Клише – рельефная металлическая пластина, используемая для тиснения фольгой, конгревного или блинтового тиснения.

Книга – непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 48 с.

Этот термин установлен стандартом, закрепившем в законодательном порядке рекомендации ЮНЕСКО.

С технологической точки зрения и в конструктивном отношении основными частями книги являются книжный блок и переплетная крышка (или обложка).

Книжный блок состоит из одной или нескольких (иногда – до пятидесяти и более) книжных тетрадей или отдельных листов, подобранных и скрепленных в определенном порядке с помощью нитей, проволоки, клея. Листы блока (иногда также форзацы) выполняют основную функцию издания – хранение и передачу содержащейся в ней информации, тетради облегчают технологию сборки конструкции книги.

Переплетная крышка чаще всего состоит из четырех или шести элементов: картонных сторонок, отстава и покровного материала, скрепленных клеем. Покровный материал может состоять из трех элементов – корешка и двух покровных сторонок, редко – из одного и скрепляется с блоком с помощью корешкового или окантовочного материала и форзаца.

Книжно-журнальная тетрадь – составная часть книжного или журнального издания, полученная из отпечатанного листа в результате фальцовки.

Тетрадь – сфальцованный (согнутый) в несколько сгибов (в 1, 2, 3 или 4 сгиба) оттиск или бумажный лист.

Книжный блок – комплект скрепленных по корешку тетрадей или отдельных листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.

Колонтитул – заголовочные данные, которые содержат текст с фамилией автора, название книги, журнала или главы, порядковый номер страницы, а также включают в себя элементы украшения.

Колонтитул помещают вверху полосы текста. Предназначен для облегчения пользования изданием.

Колонцифра – цифра, обозначающая порядковый номер страницы печатного издания.

Колонцифру располагают в нижнем или верхнем поле страницы (редко в боковом наружном поле) в самых разных местах: от края набора, посередине формата набора и т.д., на разном расстоянии от края набора, руководствуясь шагом модульной сетки или произвольно выбранным отступом.

По техническим правилам верстки колонцифру не ставят на титульном листе, его обороте, странице с предвыпускными и выпускными данными, страницах, которые целиком заняты иллюстрациями (за исключением научно-технических изданий), на концевых страницах при верстке колонцифры в нижнем поле, на спусковых страницах при верстке колонцифры вверху, на вклейках и приклейках, накидках, вкладках.

Колонцифра, если она не включена в строку верхнего колонтитула, в формат полосы не входит.

Конверт – один из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки писем и другой информации.

Существует большое разнообразие видов конвертов. Наиболее распространен евростандарт, то есть конверт размера 11 х 22 см.

Конгревное тиснение (по имени создателя этого метода Уильяма Конгрева) Получение многоуровневого рельефного (выпукло-вогнутого) изображения без краски и фольги при сжатии участка полиграфического материла нагретым штампом и контрштампом (если материал тонкий). Выполняется в специальных печатных прессах или в тигельных печатных машинах. Используется для оформления переплетной крышки и рекламных изданий на тонком картоне или толстой бумаге, иногда с использованием и фольги.

Контраст – градационная характеристика изображения по различию в яркости (насыщенности цвета) его наиболее ярких и наиболее темных участков.

Количественно выражается разностью максимального (тени) и минимального (света) коэффициентов отражения или пропускания света. Чем больше тени изображения отличаются от светов, тем контраст выше.

Еще одно определение контраста – разность максимальной и минимальной оптических плотностей (интервал оптических плотностей) изображения.

Контраст играет значительную роль при оценке оригиналов, масок, фотоформ и качества печати.

Контроль оттисков в процессе печати – тиражные оттиски должны соответствовать подписным листам и оригинальной цветопробе по цветному тону, характеру и размерам изображения.

Качество тиражных оттисков контролируют сравнением с подписным листом и по шкале оперативного контроля печатного процесса с помощью денситометра.

Оптические плотности и допускаемые отклонения по сухому оттиску должны соответствовать денситометрическим нормам печатания для используемого стандарта красок (см. европейская шкала красок).

Точность совмещения красок контролируют по приводочным меткам-крестам или по нониусным шкалам, расположенным по краям бумажного листа.

Контрольный оттиск – тиражный оттиск, взятый с печатной машины непосредственно при печати для оценки и контроля параметров печати. Оттиск оценивается печатником, мастером, технологом, руководителем предприятия или заказчиком.

Чаще всего печатник начинает печать всего тиража только после подписи контрольного оттиска его непосредственным начальником или заказчиком. Такой оттиск называется подписным. Подписной оттиск хранится в типографии 1 год.

Корешок – край книжного блока, место, где скреплены все технологические элементы книги (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.).

Корректура (от лат. соrrectura – исправление, улучшение)

Стадия производств, процесса издания книг, газет, журналов и других печатных материалов, на которой устраняются различные ошибки и недостатки, допущенные при редакторской подготовке, наборе текста и верстке макета.

Косина

1. Дефект подрезки бумаги, при котором края листа не параллельны друг другу.

2. Дефект обрезки блока, при котором наружные края страницы не параллельны полосе набора.

Краскоотиск – является единицей измерения количества цветной печати (изобразительной продукции).

Краскооттиском именуется каждое соприкосновение листа бумаги с печатной формой.

При печатании на однокрасочных машинах количество краскооттисков равно количеству листопрогонов. При печатании на двухкрасочных машинах за один листопрогон получают два краскооттиска и т.д.

Красочность печати – количество красок, которыми печатается конкретное изделие.

Красочность печати обычно обозначают при помощи цифр: 4+0, 1+1 и т.д. Первая цифра – количество красок на лицевой стороне, вторая – на обороте.

Кругление корешка блока – придание корешку книжного блока округлой формы для уменьшения его толщины и улучшения внешнего вида книги.

Кубарик – стопка писчей бумаги небольшого формата (как правило, квадратной формы), проклеенная с одной стороны для легкости отрыва.

Используется для оперативных записей. Как правило, несет на каждом листе, а иногда и на торцах, изображение элементов фирменного стиля.

Курсив (от нем. Kursiv, лат. currere – бежать)

Начертание типографского шрифта, характеризующееся наклоном очка букв вправо примерно на 15° и в некоторой степени имитирующее рукописный шрифт.

Лайнер – рекламный плакат, напечатанный на тонком картоне или толстой бумаге, служащий лицевой или тыльной стороной для различных конструкций POS материалов, который кашируется на жесткую основу из различного картона.

Ламинирование – облагораживание бумаги нанесением на ее поверхность полимера методом расплава для придания материалу газо-, паро-, водонепроницаемости и других специальных свойств.

Лаки – растворы природных или синтетических пленкообразующих веществ в органических растворителях, при высыхании которых получаются твердые, блестящие, прозрачные покрытия.

Лак наносят на оттиски в специальных лакировальных машинах, а также в лакировальных секциях печатных машин.

Водорастворимые лаки наносят на оттиски, используя увлажняющий аппарат офсетной печатной машины.

Лакирование – облагораживание листовой печатной продукции, бумаги (картона) нанесением на ее поверхность слоя лака.

Лакирование проводят для увеличения прочности поверхности, закрепления красочного слоя, защиты изображения и придания блеска.

Линиатура растра – параметр, имеющий смысл при работе с растровыми изображениями, характеризующий растровую структуру количеством ее элементов (линий из растровых точек) на единицу длины.

В настоящее время линиатуру измеряют в линиях на дюйм (lines per inch, lpi), например 150 lpi.

Типовой ряд линиатур современных фотовыводных устройств и CtP-устройств: 133 lpi, 150 lpi, 170 (175) lpi, 200 lpi.

Линиатуру 133 lpi обычно используют для изданий с пантонной печатью. Линиатура 150 lpi самая распространенная для большинства видов изданий, а линиатуры 170 lpi и выше – для высококачественной триадной печати. Линиатуры выше 200 lpi используются редко, обычно в специальных изданиях.

Листовая бумага (картон) – бумага (или картон), выпускаемая в листах определенного формата.

Принятые форматы листовой бумаги:

• писчая бумага – 210×297 мм (А4); 297х420 мм (А3); 430х610 мм (или 450х610 мм, или 470х610 мм); 620х940 мм; 640х900 мм; 700х1000 мм (или 700х1020 мм, или 720х1040 мм);

• мелованная бумага, картон – 620х940 мм; 640х900 мм; 700х1000 мм (или 700х1020 мм, или 720х1040 мм);

• самокопирующаяся бумага – 430х610 мм (или 450х610 мм);

• самоклеящаяся бумага – 430х610 мм; 500х700 мм; 700х1000 мм;

• элитные виды бумаги – чаще всего 620х940 мм; 640х900 мм; 700х1000 мм.

Листовую бумагу иногда называют флатовой (от англ. flat – листовой).

Листовое издание – издание, выпускаемое на одном или нескольких нескрепленных листах бумаги.

Виды листовых изданий – афиша, бланк, буклет, визитная карточка, листовка, открытка, плакат, художественная репродукция, этикетка.

Листовые офсетные машины – группа печатных машин, предназначенных для печатания небольших и средних тиражей на отдельных листах.

Листовые машины по сравнению с рулонными машинами обладают рядом преимуществ: универсальностью печатания на бумагах различного формата и толщины, точным совмещением красок при печатании многокрасочной продукции, небольшими отходами бумаги, возможностью акклиматизации бумаги.

Листопрогон – каждое прохождение запечатываемого листа через печатную машину, независимо от числа наносимых на него красок. На основании этого показателя рассчитывают загрузку печатных машин и составляют графики прохождения заказов.

Логотип – ключевой элемент фирменного стиля организации, графический элемент, идентифицирующий ее на всех рекламно-представительских документах и носителях рекламы.

Обычно представляет собой символическое изображение и название организации (иногда – только название), выполненное оригинальным или модифицированным стандартным шрифтом.

Макетирование – изготовление оригинал-макета издания или его части. В полиграфии макетированием, в противоположность верстке, называют креативный процесс, связанный, во первых, с общим образом издания, а во-вторых, состоящий в основном не в компоновке текста, а в композиции изображений, фонов и других графических элементов в тех изданиях, где важен образ (например, буклеты или папки), а не удобочитаемость большого объема текста (книги, журналы).

Марашка – попадание посторонних частиц на печатную форму, которое вызывает дефекты изображения на оттиске. Является полиграфическим браком.

Масштаб – соотношение изображений оригинала и печатного изображения, выраженное числом или в процентах, а также конкретным размером изображения (обычно в одном измерении), которое указывается на оригинале.

Мелованная бумага – бумага, состоящая из слоя бумаги-основы и нанесенного на него с одной или обех сторон одного иди нескольких покровных меловых слоев, которые придают бумаге высокую гладкость и белизну.

Для каждой марки мелованных бумаг обычно существует два вида мелования (глянцевое и матовое) и шкала плотностей (обычно 90, 115, 130, 150, 170, 200, 225, 250 и иногда 300 г/кв.м).

Мелованная бумага обычно используется для печати многокрасочных изданий и рекламно-представительской продукции.

Металлизированные краски – краски с основой из металлических порошков, применяемые для имитации металлических блестящих покрытий на различной, прежде всего рекламной, продукции.

Особенно распространены металлизированные краски бронзового и серебряного оттенка. Существуют также металлизированные триадные краски для получения специальных эффектов при триадной печати.

Мира – тестовый объект, предназначенный для определения характеристик качества изображения при исследовании фотоформ, печатных форм и печатных оттисков. Обычно представляет собой пластинку или пленку из прозрачного или непрозрачного материала, на которую нанесен стандартный рисунок. Часто элементами такого рисунка служат чередующиеся темные прямоугольные штрихи на светлом фоне с закономерно изменяющейся частотой (штриховые миры) или чередующиеся темные и светлые секторы (радиальные миры).

Многокрасочная печать – полиграфическое воспроизведение оригинала несколькими печатными красками

. При триадной печати используют голубую, желтую, пурпурную и черную краски, при многокрасочной пантонной печати используют до семи (а иногда и больше) красок.

Мобайл – двусторонний рекламный носитель произвольной формы, представляющий из себя наклеенные с двух сторон на толстый переплетный картон одинаковые по форме лайнеры и высеченный по их контуру. Как правило, готовый мобайл подвешивают на леске или специальном потолочном креплении через отверстие, пробитое в верхней части мобайла.

Монтаж

1. Размещение текстовых и иллюстрационных диапозитивов или негативов на прозрачной основе согласно макету издания. При изготовлении монтажей необходима учитывать формат издания и бумажного листа, величину обрезки с трех сторон (в мм), назначение монтажа, тип печатной машины, расстояние для закрепления формы (см. Клапан). Рисунок и текст на монтаже должны быть смонтированы точно по размерам, указанным в макете.

В настоящее время ввиду распространения фотовыводных устройств и CtP-устройств больших форматов, а также программных пакетов для монтажа/спуска полос, ручной монтаж практически не применяется.

2. Размещение с помощью специализированного программного пакета нескольких публикаций на одном формате перед выводом на фотовыводное устройство или СТР-устройство.

Муар – паразитное изображение в виде геометрических фигур (квадраты, ромбы, круги), возникающие на оттиске вследствие сканирования некачественных оригиналов или вследствие ошибок. При сканировании полиграфических отпечатков муар возникает всегда. При сканировании убирается установкой Descreen или подбором величины разрешения сканирования.

При растрировании изображений для триадной печати растр для каждой краски необходимо поворачивать на определенный угол, иначе при наложении одного на другое изображений с одинаковым углом наклона растровых линий появляется дополнительный рисунок, муар. В этом случае необходимо изготовить новые печатные формы с другими углами поворота растра.

Чаще всего используются следующие безопасные углы поворота растра: для голубого – 15°, для пурпурного – 75°, для желтого – 0°, для черного – 45°.

Накидка см. Шитье внакидку.

Наклонный шрифт – в отличие от курсива представляет собой наклоненный вправо (обычно под углом 10–15°) прямой шрифт.

Настольная издательская система – в узком смысле – комплект настольного оборудования, состоящий из: персонального компьютера, оснащенного программами для набора и редактирования текста, создания и обработки изображений, верстки и изготовления оригинал-макетов; сканера; принтера.

В более широком смысле – комплекс оборудования, включающий в себя персональные компьютеры, сканеры, принтеры, измерительно-контрольные средства, сетевое оборудование и программное обеспечение, используемые для подготовки изданий к печати на уровне допечатных процессов.

Неприводка печати – несовпадение на просвет сходных элементов полос двух соседних страниц одного листа издания: колонтитулов, колонцифр, верхних и нижних строк.

Этот дефект может быть следствием нарушения приводки, неверного спуска полос, монтажа фотоформ и т.д.

Непропечатка – дефект печати, выражающийся в том, что с части печатающих элементов краска не передается на бумагу.

Причиной его возникновения чаще всего является наличие посторонних элементов на форме или истирание печатающих элементов.

Несовмещение красок – дефект многокрасочной печати, возникающий из-за неверной приводки, приладки печатных форм или печати на неакклиматизированной бумаге и заключающийся в том, что печатающие элементы печатной формы одной из красок дают оттиск со сдвигом от положения, которое должны занимать, отчего нарушается цветопередача.

Нумерация – печать последовательных номеров на отдельных видах листовой полиграфической продукции (например, на счетах, квитанциях).

Выполняется либо с помощью нумерационного блока печатной машины, либо на специальном устройстве – нумераторе.

Обработка изображений – преобразование исходного изображения с помощью компьютера и программных пакетов настольной издательской системы (техническая ретушь, градационная коррекция, цветокоррекция, кадрирование, цветоделение и пр.) к виду, пригодному для полиграфического воспроизведения.

Обрезной формат – размер готового печатного изделия после обрезки. Обычно указывается в мм.

Обтравка – ослабление или удаление некоторых деталей изображения (фона) для выделения его значимых частей при обработке изображения в специальных программах.

Объём издания – количественная характеристика издания, выражаемая в различных единицах: печатных листах (физических и условных), учетно-издательских листах, авторских листах, страницах, ненумерованных книжных листах.

От того, в каких единицах выражен объём издания, различают: печатный объём издания (в печатных листах), издательский объём издания (в учетно-издательских листах), авторский объём издания (в авторских листах).

Однокрасочная печать – полиграфическое воспроизведение оригинала одной краской любого цвета.

Оперативная полиграфия – собирательное название относительно небольших полиграфических предприятий, оперативно изготавливающих такую печатную продукцию, как буклеты, листовки, бланки, визитные карточки, брошюры малыми тиражами.

Отличительной особенностью таких предприятий является, прежде всего, наличие печатных машин оперативной печати, т.е. печатных машин с малым форматом листа (обычно до А3) и крайне малым временем настройки на новую печатную работу.

Оптическая плотность – мера непрозрачности какой-либо среды (например, фотоформы, бумаги, оттиска на бумаге), равная десятичному логарифму отношения падающего на среду потока излучения к потоку, прошедшему через эту среду, или, что то же самое, логарифму величины, обратной коэффициенту пропускания среды.

В полиграфии значения оптической плотности стандартизуются и являются средством оценки качества фотоформ и печатных оттисков.

Оригинал-макет – издательский оригинал, построчно и постранично совпадающий с будущим изданием.

В современной полиграфии под оригинал-макетом понимают выполненный в программе верстки файл или принтерную распечатку этого файла.

Отделочные процессы – процессы дополнительной обработки печатной продукции для улучшения ее внешнего вида, повышения качества и прочности.

К отделочным процессам относят лакирование, ламинирование, тиснение фольгой или блинтовое и т.д.

Эти процессы иногда называют послепечатными или postpress.

Открытка – листовое издание, предназначенное для поздравления или извещения о чем-либо; обычно печатается на плотной бумаге или картоне (250–300 г/кв.м).

Отмарывание – перетискивание плохо закрепившейся краски с лицевой стороны оттиска на оборотную сторону накладываемого поверх него следующего листа на приемке печатной машины.

Отмарывание можно уменьшить или полностью устранить применением противоотмарывающих средств, прежде всего графопыла (блока печатной машины, распыляющего противоотмарывающий порошок на отиск на выходе из машины).

Оттиск (отпечаток) – изображение текста, иллюстрации и пр., которое получено в процессе печати полиграфическими средствами на бумаге или ином запечатываемом материале.

Офсетная бумага – бумага, предназначенная для офсетного способа печати. Обладает рядом специфических свойств:

• высокая степень проклейки, ограничивающая впитывание воды;

• большая белизна, дающая возможность печатания многокрасочных изданий;

• прочная поверхность покровного слоя, исключающая выщипывание бумажных волокон или покровного слоя поверхностью резинотканевой пластины.

Пантон (Pantone) – составная краска. На основе базовых цветов можно смешать определенный оттенок. Каждый оттенок имеет свой номер. Образцы таких цветов выпускаются в виде веера, на котором стоит номер цвета и формула приготовления.

Пантонная печать (англ. Spot Printing)

Печать, при которой каждый цвет изображения печатается краской соответствующего оттенка, в отличие от триадной печати, где все оттенки создаются наложением четырех основных красок. Цвета красок при пантонной печати задаются с помощью шкалы Pantone.

Папка – изделие из плотной бумаги или картона, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. Чаще всего является носителем фирменного стиля.

Паки различаются по следующим признакам:

• с одним или двумя карманами;

• с запечатываемыми (несущими на себе изображение) или незапечатываемыми карманами;

• цельнокроенные (изготавливаются из целого листа материала с последующей вырубкой) или с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается отдельно и затем приклеивается к основному листу);

• сборные (карманы прикрепляются замковым сцеплением, посредством пазов и выступов и без помощи клея) или клееные (карманы приклеиваются).

Переплёт – средство скрепления листов издания, художественного его оформления, защиты листов от разрушения и загрязнения.

Перетискивание краски – переход печатной краски со свежего оттиска на следующий оттиск в стопе под действием собственного веса бумаги.

Может произойти при чрезмерно высоком уровне подачи краски при печати, неправильном балансе «вода-краска», слишком высокой стопе готовых оттисков, механическом давлении на стопу при резке.

Во избежание перетискивания свежие оттиски перед резкой должны вылежаться не менее суток.

Периодическое издание – издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров, не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и /или датированными выпусками, имеющими общее название и, как правило, одинаковый формат.

Перфорация – процесс нанесения повторяющихся отверстий или надсечек в листовом или рулонном материале (чаще всего располагаемых в линию). Выполняется для облегчения разрыва или сгиба по определенной линии. Перфорация создается при помощи специальных ножей, дисков, линеек.

Печатная форма – пластина, плита, цилиндр, сетка, используемые для образования и сохранения изображения в виде печатающих элементов и пробельных элементов. Краска с печатающих элементов передается на запечатываемый материал или промежуточное звено, например, офсетный цилиндр.

Печатную форму изготавливают путем контактного экспонирования формного материала (предварительно очувствленная металлическая пластина – офсетная печать или светочувствительный полимер – флексографская печать) через фотоформу на специальном устройстве (копировальной раме) и его последующей химической обработки (проявления).

В настоящее время всё большее распространение получает технология изготовления печатной формы без фотоформ путем управляемого компьютером прямого экспонирования или гравирования изображения на формном материале (см. CtP-системы).

Печатный лист – единица учета объема издания, издательской продукции, мощности печатного производства – бумажный лист любого стандартного формата, отпечатанный с одной стороны.

Бумажный лист, отпечатанный с двух сторон, содержит два печатных листа.

Печать офсетная – способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность, которая воспринимает печатную краску с печатающих элементов печатной формы и передает ее на бумагу.

В зависимости от типа машин способ позволяет печатать от 1 до 8 (12) красок за один прогон бумажного листа через машину.

Пикколо – металлическое колечко, обрамляющее отверстие в полиграфической продукции (например, в настенном календаре или ярлыке) во избежание разрыва этого отверстия.

Колечки-пикколо иначе называют «люверсами».

Пиксел (англ. pixel)

Наименьший элемент оцифрованного изображения, который может нести независимые от других элементов параметры (цвет, яркость, насыщенность и т.д.)

Количество пикселов на единицу площади определяет разрешение изображения.

Плашка (заливка) – располагающийся на печатном листе объект изображения достаточно большого размера, представляющий собой непрерывную область, полностью запечатываемую краской.

Плотность бумаги (картона) – отношение массы бумаги (картона) к его площади; выражается в г/кв.см.

Обычная шкала плотностей бумаги: 65, 70, 80, 90, 100, 115, 130, 150, 170, 200, 225, 250, 280, 300 г/кв.м.

Поворот растра см. Углы поворота растра.

Подборка – комплектовка блока многостраничного издания путем накладывания одного листа (тетради) на другой в порядке следования страниц.

Выполняют на листоподборочных машинах или вручную. Иногда используют термин «листоподборка».

Подборку путем накладывания одной тетради на другую называется подборка подъемкой.

Подборку путем вкладывания одной тетради в другую называется подборка вкладкой.

Позолотный пресс – машина для нанесения изображения тиснением на различных листовых материалах.

Наиболее просты и распространены тигельные позолотные прессы, у которых вертикальная нагреваемая плита с прикрепленным штампом неподвижна, а отклоняющаяся плита, поворачиваясь на оси, приходит в контакт со штампом на вертикальной плите и создает давление.

Полиграфия (греч. polygraphia – многописание, от «поли» – многий, многочисленный и «графо» – пишу)

Отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования (преобразования и воспроизведения) одинаковых копий какого-либо изображения (букв, знаков, рисунков) и способов печатного размножения текста, иллюстраций и т.д. в виде книг, журналов, брошюр, буклетов, плакатов и афиш, географических карт и атласов, денежных знаков и марок и многих др. видов печатных изделий.

Под полиграфией понимают также полиграфическую промышленность, охватывающую все виды производства печатной продукции.

Полноцветная печать

Не корректный термин. Правильнее говорить многокрасочная печать.

Полоса – запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещается набор текста (иллюстрации).

Полошение – дефект печати, заметный прежде всего на крупных плашках и выражающийся в появлении полос на оттиске, перпендикулярных направлению движения бумаги в печатной машине.

Полошение чаще всего связано с износом красочных валиков печатной машины.

Полутоновое изображение – изображение, состоящее из элементов с разными тонами (разной яркостью), плавно или резко переходящие один в другой.

Тона полутонового изображения лежат в промежутке между самым темным и самым светлым участками. Чем меньше количество полутонов, тем контрастнее изображение, а если полутона отсутствуют, изображение – штриховое.

Поля – свободные, незапечатанные участки страниц вокруг изображения на странице издания.

Размеры полей определяются типом издания, вариантом оформления, площадью страницы.

Порядок наложения красок – определенная последовательность наложения красок при печатании продукции способом триадной печати.

Зависит от оригинала, типа печатной машины, качества используемых материалов.

Порядок наложения красок может быть: голубая, пурпурная, желтая, черная или черная, голубая, пурпурная, желтая.

Постер (англ. poster – плакат, афиша)

То же, что и плакат. Листовое издание рекламно-информационного содержания, предназначенное для вывешивания.

Обычно имеет большой формат (не менее А3) и печатается на мелованных бумагах плотностью 115–170 г/кв.м.

Постпресс (англ. postpress – после печати)

Обозначение послепечатных или отделочных процессов.

Препресс (англ. Prepress – до печати)

Обозначение допечатных процессов.

Приводка

1) (в печатном производстве) совмещение в процессе печатания цветоделенных изображений на оттиске;

2) (в печатном производстве) совмещение строк с лицевой и оборотной сторон бумажного листа (полотна);

3) (в брошюровочно-переплетном производстве) правильное расположение штампа при тиснении.

См. также неприводка печати.

Приводные кресты – крестообразные метки на оригиналах и на пробных оттисках.

Ставятся для контроля за правильностью совмещения красок.

Приводные кресты располагают по одному (реже по два) на каждой стороне печатаемого изображения так, чтобы они оказались в пределах печатного поля, но за пределами обрезного формата.

Приладка – подготовка офсетной печатной машины к печати. В операции приладки входят: установка печатных форм, совмещение изображений на оттиске, регулировка подачи краски.

Припрессовка плёнки – процесс нанесения на одну или две стороны оттиска, бумаги или картона прозрачной полимерной пленки со слоем клея или без него.

Пробный оттиск – полиграфический оттиск, выполненный на специальном пробопечатном станке и предназначенный для контроля результатов цветоделения, градационной передачи изображения и отдельных параметров технологического процесса.

В отличие от цифровой цветопробы пробные оттиски печатаются на тиражной бумаге и значительно более близки по качеству к тиражным оттискам. Кроме того, пробопечатный станок позволяет делать пробный оттиск и при пантонной печати.

В силу относительно малой распространённости пробопечатных станков и высокой стоимости пробные оттиски обычно выполняются только для многотиражной продукции (например, этикеток).

Проспект (англ. prospect – перспективы, планы на будущее)

Вид многостраничной печатной продукции рекламно-информационного характера.

Простые цвета – в шкале Pantone – цвета, являющиеся основой для создания смесевых цветов.

Краски простых цветов продаются готовыми и обычно имеют буквенные или буквенно-цифровые обозначения.

Примеры простых цветов: Process Blue; Blue 072; Red 032; Process Yellow.

Пункт (лат. Punctum, нем. Punkt – точка)

Основная единица длины в типографской системе мер, используемая для определения кегля шрифтов, размера разрядки (вид нешрифтового выделения текста путем увеличения пробела между буквами в слове) и отбивок (увеличение расстояния между различными частями текста или элементами печатной формы).

Пункт равен 0,3759 мм.

Пыление бумаги (картона) – дефект, состоящий в отделении от бумаги частиц наполнителя и мелких волокон при ее движении в печатной машине. Чаще всего связан с плохой пропиткой или неправильными условиями хранения бумаги (картона).

Может также наблюдаться при резке бумаги тупым ножом.

Разворот – две смежные страницы (полосы) книги или другого печатного издания.

Разворот часто используют для размещения крупноформатных иллюстраций, таблиц и т.д.

Разнооттеночность оттисков – дефект печати, выражающийся в неодинаковой насыщенности краской оттисков в пределах печатного листа, части либо всего тиража издания.

Разрезка – разделение резанием оттисков, листов бумаги или картона на отдельные части заданных форматов.

Разрешение – объем информации об изображении, вводимый в память компьютера настольной издательской системы при оцифровке оригинала (например, при сканировании).

Разрешение выражается в количестве точек на дюйм (англ. dot per inch, dpi).

В полиграфии разрешение полутонового изображения связано с линиатурой растра устройства, на котором оно будет выводиться. Чем выше линиатура, тем больше должно быть разрешение.

Чаще всего используется эмпирическая формула: разрешение = линиатура х 1.5. Например, при линиатуре 200 lpi используется разрешение 300 dpi, при линиатуре 150 lpi – разрешение 250 dpi и т.д.

Разрядка – вид выделения текста – пропорциональное изменение расстояния между буквами и словами при неизменном формате набора.

Растискивание – параметр печати, указывающий на относительное увеличение размеров штриховых и растровых печатных элементов (см. растр) на оттиске в процессе печатания.

Величина растискивания варьируется в зависимости от вида бумаги и конкретной печатной машины и должна учитываться при цветоделении.

Растр (лат. rastrum – грабли)

Совокупность непрозрачных элеменов (чаще всего точек округлой или эллиптической формы), разбивающей полутоновое изображение на микроштриховые элементы, передающие полутона оригинала благодаря разной площади микроэлементов, то сливающихся в сплошной черный фон, то благодаря небольшим просветам между ними кажущихся серым полутоном, а при минимальном их размере – почти белой, незапечатанной частью.

Чем мельче ячейки, образуемые элементами растра, тем большую градацию имеет растрированное изображение. Главной характеристикой растра является его линиатура.

Растровое изображение – изображение, состоящее из микроштриховых элементов (микроэлементов растра).

Ретушь – ручная или электронная обработка изображения, имеющая целью устранение его механических дефектов либо изменение (улучшение) его тоновых и градационных параметров.

Ригель – отрезок проволоки с петлей посередине.

Вставляется внутрь пружины при скреплении блока и дает возможность повесить изделие (чаще всего календарь) на стену.

Розеточный муар – муар, созданный наложением нескольких регулярных точечных растровых структур.

О розеточном муаре обычно говорят в применении к триадной печати.

Рулонная печатная машина (ролевая печатная машина) – ротационная печатная машина для печати на непрерывном полотне запечатываемого материала, разматываемого с рулона.

Самокопирующаяся бумага – сорт бумаги со специальным покрытием, переносящим написанное или напечатанное (на печатной машинке или матричном принтере) с верхнего листа на нижние без помощи копировальной бумаги.

Для копирования необходим набор слоев такой бумаги: верхний слой, имеющий на оборотной стороне микрокапсулы с красителем; нижний слой, имеющий на лицевой стороне закрепляющий слой, фиксирующий краситель; и средний слой (их может быть несколько), снабженный обоими покрытиями.

Самокопирующаяся бумага обычно имеет малую плотность (50–65 г/кв.см) и продается в разных цветовых вариантах.

Светá – градационные уровни полутонового изображения от так называемой «белой точки» (наиболее светлого участка, самых ярких бликов) до полутонов (умеренно окрашенных цветных или серых участков).

Область светов на оригиналах и фотоформах лежит от 0% до 25%, на оттисках – от 3–5% (минимально воспроизводимый при изготовлени печатных форм растр) до 30–35% в зависимости от величины растискивания.

Свой оборот – спуск полос, при котором лицо и оборот листового издания (или листа многостраничного издания) смонтированы вместе.

Такой монтаж позволяет сэкономить время печати, уменьшив количество приладок.

Сканирование – процесс ввода изображения в память компьютера настольной издательской системы путем оцифровки оригинала на специальном устройстве – сканере.

В настоящее время в связи с повсеместным распространением и высоким качеством цифровой фотографии сканирование в полиграфии стало достаточно редким процессом. Большинство производителей прекратили выпуск профессиональных сканеров.

Слайд – цветной диапозитив малого формата.

Самые распространенные форматы: 24х36 мм, 60х60 мм, 60х80 мм.

Слайды являются более качественными оригиналами, чем отпечатки на фотобумаге.

Смесевые цвета – печатные краски, не относящиеся к простым цветам, и получаемые смешением красок простых цветов в соответствии с весовыми долями, указанными в каталоге цветов Pantone.

Смывка – операция очистки красочного аппарата машины перед сменой краски. Смывка является важной технологической операцией, существенно влияющей на время печати тиража на 1- или 2-секционных печатных машинах.

Совмещение красок – технологическая операция, заключающаяся в нанесении на бумагу отдельных печатных красок для получения совмещенного многокрасочного оттиска цветного изображения.

Контроль и оценку совмещения красок на оттиске проводят по приводным крестам.

Обычные нормы не допускают отклонение более 0,1-0,3 мм.

На точность совмещения красок могут оказывать сильное влияние характеристики бумаги.

Составной чёрный см. Superblack.

Составные краски – краски смесевых цветов.

Сплошное лакирование – в отличие от выборочного лакирования – покрытие лаком всей поверхности печатного листа.

Способ глубокой печати – способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным.

Способ трафаретной печати (трафаретная печать, шелкотрафаретная печать, шелкография) – передача изображения с использованием печатной формы, представляющей собой сетку (трафарет), сквозь ячейки печатающих элементов которой, с помощью ракеля, продавливается печатная краска. Существуют разновидности способа: классическая трафаретная и ризография.

Способ флексографской печати (флексографская печать) – способ прямой высокой ротационной печати красками, закрепляющимися и на невпитывающих материалах, с применением эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности. Этот способ используется для печатания на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве этикеток, упаковки, газет и пр.

Спуск полос (англ. Imposition)

Процесс расстановки полос в печатной форме в таком порядке, чтобы после печати и фальцовки получилась тетрадь с последовательным расположением страниц. Выполняется либо путем ручного монтажа фотоформ, либо электронным – с помощью программых возможностей пакетов верстки или специализированных программ спуска.

В более сложных или необычных случаях (в т.ч. при печатании различного рода бланочной продукции) расположение полос можно определить либо с помощью схемы, либо путем предварительного соответствующего складывания (фальцовки) листа или половины его и разметки на нем порядка следования полос.

Сталкивание – выравнивание в стопке краев листов бумаги, картона, ткани, полуфабрикатов и готовой продукции по двум взаимно перпендикулярным сторонам.

Стикеры – наклейки (как правило, большого формата).

Суперобложка – бумажная дополнительная обертка поверх переплета (обложки), закрепленная на нем только загнутыми краями - клапанами. Используется как элемент внешнего оформления издания для защиты его переплета от повреждений, загрязнений, а также в рекламных целях.

Тачка См. Шитье втачку.

Текстурированная бумага См. Бумага с тиснением.

Тени – самые темные участки изображения на оригинале, фотоформе, печатной форме или оттиске, в которых еще можно различить детали.

Термоклей – синтетическая плавкая композиция на основе полиамидных, полиэтиленовых, фенолформальдегидных, бутадиенстирольных и других соединений.

Термоклей при комнатной температуре находится в твердом эластичном состоянии. При нагревании до 100...180°С, расплавляясь, клеи становятся текучими и липкими, а при охлаждении они быстро затвердевают, образуя эластичную пленку.

Термоклей не требуют сушки и используются на высокопроизводительном оборудовании для бесшвейного скрепления книжных и других блоков.

Тетрадь – сфальцованный (согнутый) в несколько сгибов (1, 2, 3 или 4 сгиба) оттиск или бумажный лист независимо от размеров до фальцовки.

Тираж (фр. tirage - тираж)

Количественный показатель печатной продукции, исчисляемый в экземплярах издания.

Тираж издания – общее число всех экземпляров этого издания.

Пробный тираж – часть тиража издания, выпускаемая для проверки его параметров, с последующей допечаткой необходимой части тиража.

Разовый тираж издания – число экземпляров одного номера периодического издания.

Годовой тираж издания – общее число экземпляров периодического издания, выпущенное или намеченное к выпуску за год.

Тиражный оттиск – оттиск, взятый из печатной машины при печатании тиража издания для проверки качества печатания.

Тиражестойкость печатной формы – определенное количество качественных оттисков, которое может быть получено с одной печатной формы. Зависит от вида применяемых формных пластин, качества основных и вспомогательных материалов, состояния и наладки печатного аппарата, красочной (увлажняющей, в случае способа плоской офсетной печати) системы печатной машины, квалификации изготовителя печатной формы и персонала, обслуживающего печатную машину.

Тиснение фольгой – нанесение изображения на бумагу или другой материал тиснением нагретым штампом с использованием полиграфической фольги.

Трекинг (англ. tracking)

Вид выделения текста – пропорциональное изменение расстояния между буквами и словами при неизменном формате набора.

В русском языке этот вид выделения при наборе текста называется разрядка.

Треппинг (англ. trapping)

Процедура изменения масштабов соприкасающихся или перекрывающихся участков изображения, которые окрашены в разные цвета.

Применяется при подготовке файлов вывода для печати для избежания зазоров между стыкующимися участками изображения из-за незначительного несовмещения красок при печати.

На практике состоит в некотором расширении участка изображения, лежащего на фоне другого цвета (англ. spreading) и/или сужении неокрашенного пространства под этим объектом на фоне (англ. knockout).

Современые програмы верстки могут выполнять треппинг автоматически. Эта операция может также производиться RIP'ом фотовыводного устройства или CtP-системы.

Триада – набор красок трех основных цветов (голубого, пурпурного, желтого), а также черной краски, для триадной печати.

Существует несколько видов триад: европейского стандарта (Euroscale), американского стандарта (SWOP) и др.

Кроме того, триды могут различаться по свойствам. Например, существуют триады для печати на невпитывающих материалах, быстросохнущие триады и т.д.

Триадная печать (англ. CMYK, Cyan-Magenta-Yellow-blacK)

Способ воспроизведения цветного оригинала триадными красками: голубой (Cyan), пурпурной (Magenta), желтой (Yellow) с добавлением черной (blacK) краски для проработки темных участков изображения (так называемого «контура»).

Увлажнение – подача увлажняющего раствора на печатную форму (или на валик красочного аппарата печатной машины при спиртовом увлажнении).

Углы поворота растра – углы, на которые необходимо поворачивать растровые структуры на фотоформах каждого цвета при многокрасочной печати.

Эта операция производится для уменьшения муара при печати.

Фальцовка (фальцевание) – процесс сгибания листа (оттиска). Осуществляется на специальных машинах на материале плотностью до 200 г./кв.м.

Физический печатный лист

Печатный лист, равный бумажному листу любого стандартного размера, запечатанному с одной стороны.

Один бумажный лист, запечатанный с двух сторон, содержит два физических печатных листа.

Флатовая бумага – то же, что и Листовая бумага.

Фольга полиграфическая – рулонный материал для тиснения цветного или металлического изображения на бумаге, картоне или другом материале.

Представляет собой подложку (бумагу, пленку), на которую нанесен воскосмоляной слой, затем красочный или металлический, а на него – слой связующей смолы, которая служит для закрепления краски или металла на материале.

Прочность закрепления фольги на оттиске зависит от давления.

При температуре штампа выше 90°С происходит хорошее отделение красочного слоя от подложки и закрепление его на материале. Оптимальной температурой является 100...120°С.

Форзац – сложенный пополам лист бумаги или оттиска (односгибная тетрадь), помещаемый между переплетной крышкой и блоком книги. Служит связующим звеном между книжным блоком и переплетной крышкой. Существует несколько видов форзацев. Наиболее часто применяется простой приклейной форзац - односгибная тетрадь из специальной форзацной бумаги. В книгах большого объема (толщиной блока свыше 30 мм) применяют приклейной форзац с окантовкой - полоской из бумаги или коленкора шириной 16-20 мм. Для малообъемных книг используют «свой» форзац (см. Книга со «своим» форзацем).

Формат бумаги – стандартный размер бумаги по длине и ширине, выраженный в сантиметрах или миллиметрах.

См. Листовая бумага.

Формат издания – размер в миллиметрах обрезанного с трех сторон блока книги, брошюры или журнала, при этом первый размер принимается за ширину блока, а второй – за его высоту.

Формат издания обозначают форматом печатной бумаги в см и долей листа. Формат издания выражается в виде дроби, в числителе которой находится формат бумаги, а в знаменателе – доля листа; например, формат издания 60х90/16 означает, что на одной стороне бумажного листа формата 60х90 печатается 16 полос (страниц) издания.

Формат набора – длина каждой строки, включающей печатающие и пробельные элементы.

Формат набора, как правило, выражают в квадратах.

Формат полосы набора – размер текста, размещенного на одной странице. Он обозначается произведением размеров по ширине и высоте полосы и устанавливается в квадратах, например, 5 3/4х91/2 кв.

Фотовыводное устройство – устройство для вывода фотоформ. Обычно представляет собой лазерное экспонирующее устройство, управляемое RIP.

Иногда такие устройства называют CtF-системами (Computer to Film).

Фотонабор – устройство позволявшее получать только текстовые фотоформы.

Фотоформа – диапозитив или негатив (на прозрачной основе), подготовленный для копирования на формный материал при изготовлении печатной формы.

Цветовой охват – совокупность всех цветовых тонов и оттенков, получаемых при печатании основными красками триады в результате аддитивного синтеза цвета.

Черная краска существенно расширяет цветовой охват.

См. также шкала цветового охвата.

Цветоделение – процесс перевода оцифрованного изображения в цветовое пространство CMYK из других цветовых пространств (RGB, LAB) для последующей триадной печати.

Алгоритм преобразования зависит от условий печати и выбранного метода генерации черного.

Цветоделённое изображение – изображение в цветовом пространстве CMYK, полученное в результате выполнения операции цветоделения.

Технически в памяти компьютера такое изображение хранится в виде четырех одноцветных изображений, каждый из которых соответствует одному из цветов триады.

Цветокоррекция – изменение цветовых характеристик изображения в процессе подготовки его к печати.

Обычно выполняется с помощью специальных программ на компьютере настольной издательской системы.

Цветопроба – получение на каком-либо материале (например, на пленке, имитирующей бумагу) или на экране компьютера цветоделенного изображения для контроля за качеством цветоделения.

Различают цифровую и аналоговую цветопробы

. Цветопроба позволяет оценивать качество цветоделения в целом и укорачивает производственный процесс, но лишь пробный оттиск на тиражной бумаге может дать более или менее точное представление о качестве цветоделения.

Цифровая цветопроба – в отличие от аналоговой цветопробы – цветопроба, полученная непосредственно из файла верстки без применения цветоделенных фотоформ. Такая цветопроба может быть получена на мониторе компьютера или с помощью специальных принтеров.

Цифровая цветопроба имеет весьма относительную ценность, так как, в отличие от аналоговой, не указывает на дефекты и ошибки, наличествующие на тиражных фотоформах.

Чужой оборот – спуск полос издания, при котором на одной печатной форме располагаются лица бумажного листа издания, а на другой печатной форме – соответственно их обороты.

Шаблонирование – образование на оттисках полос краски в средних тонах и тенях изображения.

Возникает из-за неудачного расположения на печатной форме зон с малой и большой интенсивностью подачи краски.

Взаимодействие увлажняющего раствора с таким слоем краски приводит к ее эмульгированию и к образованию полос на оттиске.

Шелфтокер – незаменимый атрибут для торговых сетей. Представляет из себя свисающий с полок или прилавков рекламный носитель либо ценник. Изготавливается путем односторонней печати на плотной бумаге или картоне, с последующей высечкой нужной формы. Приклеивается на полку на 2-х сторонний скотч.

Шитье – способ скрепления тетрадей издания в блок. В зависимости от используемого материала различают два способа шитья: проволокой и нитками. В зависимости от количества рабочих циклов, применяемых для полного сшивания тетрадей в блок различают два способа шитья: поблочное (весь блок сшивается за один цикл) и потетрадное (каждая тетрадь прошивается отдельно).

Шкала оперативного контроля – контрольная шкала, содержащая тестовые элементы для оценки основных показателей печатного процесса (подачи краски, растискивания, скольжения, двоения, точности совмещения красок, баланса «по серому» и т.д.).

Шкалу располагают на обрезном поле печатного листа, у края, противоположного клапану.

Шкалы оперативного контроля применяются главным образом в триадной печати.

Шкала цветового охвата – напечатанный методом триадной печати набор цветовых полей, содержащий поля каждой отдельной краски и наложения красок в различных количественных соотношениях (обычно с шагом 10%).

По шкалам цветового охвата, изготовленным на печатной бумаге разных видов, можно оценить, как именно будет выглядеть заданный цвет.

Шкалы цветового охвата находят широкое применение при контроле цветоделения.

Штамп – матрица с рельефным изображением текста или рисунка, служащая формой для тиснения фольгой или блинтового тиснения.

Штрих – элемент изображения при штриховой печати, сплошная линия одного тона.

Штрих-код – в книгоиздательстве – символы штрихового кода, определяемые европейской системой нумерации товаров European Article Number, представляющие собой индивидуальный код книги ISBN в стандартизованной. понятной для считывающего устройства форме. Размещается в определенной позиции на внешней стороне издания для целей контроля характеристик товара.

Штриховое изображение – изображение, выполненное линиями, штрихами, точками, пятнами одного тона, без переходов от светлых к темным тонам.

Экземпляр – каждая самостоятельная единица данного названия (одна книга, один номер журнала и т.д.).

Экранная цветопроба – получение пробного изображения на экране монитора издательской системы для визуальной оценки цветовых характеристик цветного изображения после его ввода, обработки или цветокоррекции.

Качественную и достоверную экранную цветопробу можно получить лишь на профессиональных мониторах и в графических пакетах, настроенных на параметры дальнейшей печати.

Экслибрис – книжный знак в виде наклейки или рисунка, помещаемый с внутренней стороны обложки книги, содержащий имя владельца, эмблему и т.д.

Эталон Cм. Контрольный оттиск.

Этикетка – листок бумаги (чаще всего – этикеточной бумаги или самоклеящейся бумаги), наклеиваемый на товар, экспонат, продукт производства и др. с указанием названия, производителя, даты производства (или срока годности) и других сведений о нем.

Этикеточная бумага – односторонняя мелованная бумага, обычно плотностью 65-85 г/кв.м.

Этикеточная бумага, как следует из ее названия, применяется для печатания этикеток в силу того, что она имеет ограниченную деформацию при намокании.

Ярлык – листок плотной бумаги (или картона) небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий ее. Листовое издание, содержащее основные сведения о товаре.

Часто несет на себе элементы фирменного стиля и содержит рекламно-представительскую информацию.



CMYK – 4 основных цвета (при полноцветной печати), на которые делятся все изображения, – Голубой (Cyan), Пурпурный (Magenta), Желтый (Yellow), Черный (Black).

CtF-система (или просто CtF) (от англ. "Computer-to-Film" – с компьютера на фотоплёнку) То же, что имиджсеттер .

CtP-система (или просто CtP) (от англ. "Computer-to-Plate" – с компьютера на форму)

Устройство, позволяющее изготавливать офсетную форму прямым экспонированием её в цифровом устройстве. Позволяет исключить процессы вывода фотоформ и последующего контактного экспонирования их на копировальной раме.

В настоящее время на мировом полиграфическом рынке существует неуклонная тенденция вытеснения фотовыводных устройств устройствами CtP.

ISBN (International Standart Book Number – Международный Стандартный Номер Книги) – является уникальным идентификатором книги. ISBN активно используется при распространении изданий, при поиске сведений о конкретной книге и её авторе в различных информационных базах данных. На основе ISBN генерируется штриховой код книги. На каждой новой книге, на каждом её переиздании, переводе на иной язык приводится новый номер ISBN.

Heidelberg Group – немецкая корпорация, одна из крупнейших в мире машиностроительных фирм, целиком ориентированная на выпуск полиграфического оборудования самого широкого спектра.

Основана в 1850 г., а в 1906 получила название Heidelberg, по имени города Гейдельберга, где находилась штаб-квартира компании.

Основные заводы по производству печатных машин расположены в городах Вислохе и Амштеттене.

Продукция фирмы — листовые машины офсетной печати (Printmaster, Speedmaster), машины ротационной печати Heidelberg Harris, допечатная техника (CTP-системы Heidelberg Prepress), машины флексографской печати (Gallus) , послепечатная техника (Polar, Stahl и другие марки).

PDF (Сокр. англ. Portable Document Format – Формат переносимых документов) Разработанный фирмой Adobe формат файла, в котором хранятся выводимые на печатающее устройство элементы документа.

При посмотре такого файла при помощи специальной программы (Adobe Acrobat Reader) внешний вид документа на экране в точности соответствует его печатной копии.

POS материалы – рекламные материалы из различных видов картона (мелованного, гофрокартона, микро гофрокартона, переплетного и т.д.), способствующие продвижению брэнда или товара на местах продаж.

Postpress – то же, что и отделочные процессы.

Postscript – ставший стандартом командный язык описания графических изображений. Разработан компанией Adobe.

Используется для управления принтерами и устройствами вывода, применяемыми в полиграфии.

Postscript-файл – файл, созданный с помощью настольной издательской системы для вывода на печать.

Представляет собой набор операторов и переменных языка Postscript и содержащий всю необходимую для устройств вывода информацию о печатаемом изображении.

Prepress – то же, что и допечатные процессы.

RIP (Сокр. англ. Raster Image Processor – процессор растрирования изображений)

Программный пакет или программно-аппаратный комплекс, управляющий работой фотовыводного устройства или CtP-системы.

RIP производит преобразование посылаемых на него постскрипт- или PDF-файлов в растровое изображение с заданными параметрами, после чего это изображение посылается на экспонирующее устройство.

Типография ООО «Полиграф»
Адрес: 644046, г. Омск, пр. К. Маркса, 41. Телефон / факс: (3812) 320-395, 510-039


Представительство в Екатеринбурге:
Адрес: г.Екатеринбург, Центральный рынок переулок, д.6, оф.106. Телефон: +7 (343) 328-35-35